ОТ КОЛЕСНИЦЫ С КАМНЯМИ ДО ТАКСИ БИЗНЕС КЛАССА
С задачей заказать такси сегодня справится даже ребёнок, так просто – зайти в приложение любого агрегатора, выбрать подходящий тариф, нажать кнопку и ждать машину в назначенном вами же местом. Не обязательно при этом уметь свистеть, махать рукой, выпрыгивать на проезжую часть и бороться с толпой конкурентов за автомобиль с шашечками на оживлённой улице.
Первые примитивные прототипы такси появились конечно же (спасибо за современное удобство) в Древнем Риме. Это были колесницы, на оси которых был закреплен «таксометр» –обычный таз, в который после каждой стадии, равной примерно 200 метрам, падал камешек, и оплата производилась согласна числу камешков, оказавшихся в тазу в конце поездки.
Хорошо, что мы не делаем так по сей день, иначе пересчёт камешков стал бы вечной причиной опозданий на работу и важные встречи.
Более знакомые вариации такси появились в Лондоне в 1636 году, а затем и в Париже когда кучера получили лицензию на частный извоз. В середине XIX века извозчики пересели на двухколесную открытую повозку — кабриолет, который стал называться «кэбом».
Первые моторизированные наёмные экипажи появились во Франции, но бедным они оказались не по карману, а у богачей имелись свои личные экипажи. Средний класс пользовался такими услугами только по особенным случаям, потому что отсутствие единого тарифа на перевозку грозило людям с небольшими доходами остаться без штанов.
Первое упоминание в России об извозчике на автомобиле можно отследить в 1907 году. Один шофер прицепил к своему автомобилю плакат «Извозчик, такса за проезд по соглашению» и попал в газету «Голос Москвы».
И так как все дороги ведут в столицу, в дореволюционной Москве на транспорт был большой спрос. Люди прибывали, таксомоторная отрасль развивалась, и тарифы, система заказов экипажей, организация стоянок – становились необходимостью.
Но в 1917 деятельность такси прекратила свое существование, революция посчитала частный извоз блажью, как и многие другие атрибуты «буржуа».
И лишь в 1924 году Моссовет решил закупить для нужд населения 200 новых автомобилей такси, выбор пал на престижные марки Renault и Fiat. И уже в 1925 году первые 16 автомобилей марки Renault начали использоваться на улицах Москвы. Долгое время такси можно было встретить только на улицах Москвы и Ленинграда, при этом весь таксомоторный парк страны не превышал нескольких сотен автомобилей. Частных такси в это время не существовало, все они принадлежали государству, конкуренция отсутствовала. Монополия, как мы знаем, приводит к не лучшему качеству обслуживания пассажиров. Служб заказа не существовало, оценку водителю поставить невозможно и даже если ты остался недоволен поездкой, выбора у тебя в общем-то и нет.
В 1936 году на Горьковском автомобильном заводе стали производиться «эмки» – советский легковой автомобиль ГАЗ-М1 и такси стало действительно массовым средством передвижения.
И уже меньше чем через 15 лет в Москве работало более 2 тысяч такси, и уже к началу 60-х по столице разъезжало уже 4,5 тысячи автомобилей с шашечками.
Узнаваемые всеми шашечки для обозначения такси были введены только в 1948 году, а лампочка «огонёк» позволявший определить, свободен таксист или занят появилась в 1949.
И только ближе к 2000 году сфера перевозок такси стала действительно развиваться активнее, появились таксопарки предоставляющие услуги такси по фиксированным тарифам, с приемлемым уровнем обслуживания.
Сегодня на рынке такси наблюдается регулярный прирост количества игроков, качество оказываемых услуг повышается ежедневно: появляются разнообразные тарифы и такси на любой вкус, проводится работа по государственному регулированию деятельности таксиагрегаторов, рассматриваются законопроекты, которые должны повысить уровень обслуживания и безопасности. Возможно, именно сейчас мы наблюдаем новый виток развития таксомоторной отрасли, и в своём блоге мы будем держать вас в курсе самых актуальных новостей.
Ценность предоставляемых услуг рынком такси возрастает, если углубиться в историю и отследить глобальное развитие отрасли от колесницы с камнями до комфортного автомобиля любого класса.